Приветствую Вас, Гость

Организация внеурочной деятельности по эколого-краеведческому направлению (из опыта работы)
07.02.2019, 09:38

Организация внеурочной деятельности по эколого-краеведческой направленности в форме школьного объединения «Юные экологи»

 

Фомичева Татьяна Владимировна, с. Кытманово, МБОУ Кытмановская СОШ №1, учитель химии и биологии.

Экологическое воспитание учащихся в настоящее время является одной из важнейших задач общества и образования. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года прописаны шесть основных направлений, особая роль отводится экологическому воспитанию. Связано это в первую очередь с тем, что третье тысячелетие развивается в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом.

Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Эффективно организованная система внеурочной и внешкольной деятельности будет способствовать созданию условий, позволяющих максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

В 2017 году в МБОУ Кытмановской СОШ №1 в рамках внеурочной деятельности по ФГОС было создано школьное объединение «Юные экологи» (возрастной состав 12-14 лет).

Основной целью программы внеурочной деятельности «Юные экологи» является

формирование экологического мировоззрения и экологической культуры поведения, которая включает в себя комплекс нравственно-этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах «человек – природа» и «человек – человек», через воспитание познавательного интереса к изучению своего родного края, используя его историко-культурное и природное наследие.

Значительное место отведено в программе краткосрочным экологическим экспедициям, в ходе которых проводятся практикумы по полевой экологии и экологические исследования различной направленности. Экспедиции способствуют углубленному изучению окружающей среды, проведению исследовательских работ, сбору краеведческого материала, гербария, формированию культурно-экологического сознания, поддержанию здорового образа жизни. Деятельность экспедиционных отрядов заключается в описании окрестностей территории; составлении карт (маршрутов, экскурсий, прогулок, походов); сбора ботанического гербария и энтомологической коллекции, отбора монолитов и почвенных образцов. Немаловажным является выявление новых местонахождений «краснокнижных» видов животных и растений и осуществление мониторинга за динамикой этих видов в природе.

В программе внеурочной деятельности школьного объединения «Юные экологи» предусмотрена работа совместно с краевой программой «Усынови заказник». Ребята активно участвуют в конкурсах «По белой тропе», «Зимние гости», «Весенняя волна», «Красная Книга Алтайского края» и другие. В ходе участия в конкурсах осуществляются краткосрочные экспедиции и экскурсии в природу с целью изучения окружающей природы. За период с 2017 по 2018 учебный год школьное объединение «Юные экологи» занимало неоднократно призовые места в конкурсах «Усынови заказник» («По белой тропе» - 2 место, «Зимние гости» - 3 место).

Учебно-исследовательская деятельность – наиболее продуктивный метод изучения экологических проблем родного края. Она подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Учебно-исследовательская работа не только теоретическая, а в большей степени практическая деятельность учащихся. Исследовательские методы становятся ведущими в современном краеведческом обучении и воспитании. ФГОС второго поколения предусматривают наличие в учебных программах определенного количества времени на разработку учащимися индивидуальных исследовательских проектов.

Однако научно-исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности, то есть имеет определенную форму. В практике школьного экологического краеведения такой формой может быть исследовательская работа, с которой ученик выступает на конференциях и конкурсах различного типа. Кроме того, могут быть публикации в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях,

презентации и т. д. По результатам выступления или публикации происходит ценка результатов деятельности юного исследователя, разбор конкретных ситуаций, критика со стороны сверстников или специального жюри.

За прошедший период времени были выполнены исследовательские работы по следующим темам: «Видовой состав и состояние популяций редких растений окрестностей села Кытманово», «Изучение видового состава и экологии раннецветущих растений Кытмановского района», «Видовой состав и распространение представителей семейства Орхидные в окрестностях села Кытманово», «Видовой состав зимующих птиц окрестностей села Кытманово», «Изучение видового состава млекопитающих в Кытмановском районе по следам их жизнедеятельности в зимнее время». Свои исследовательские работы ребята представляли на конкурсах различного уровня и занимали призовые места (муниципальный, краевой, всероссийский).

Исследовательскую работу по изучению своего района организуем так, чтобы результаты были значимы не только для нас, но и использовались в научной деятельности. Выявленные местонахождения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края, были переданы в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края для пополнения базы данных при переиздании Красной книги. Немаловажным является проведения мониторинга динамики видов для пополнения данных ежегодного выпуска Бюллетеня по ведению Красной книги Алтайского края.

Всего в нашем районе нам пока удалось обнаружить 9 видов растений и 4 вида птиц, занесенных в Красную книгу Алтайского края и 6 видов растений, из приложения 1, которые нуждаются в особом внимании к их состоянию в природной среде.

Таким образом, экологические экспедиции это не просто отдых и развлечения, но предстоящая работа, изучение нового, неизвестного, а возможно и личные открытия делают для ребят экспедицию особенно привлекательной и интересной. Заинтересованное

и, чаще всего, весьма уважительное отношение местного населения к научным целям и задачам учащихся значительно повышает в глазах ребят социальную значимость интеллектуального труда, формирует целевую установку, которая позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем образовании и развитии.

Эколого-краеведческая внеурочная деятельность позволяет вести работу по формированию у обучающихся школы чувства ответственности за судьбу уникальной природы кытмановской земли – маленькой частицы великой России.

 

Список литературы

1.Горбунова Н. Н. Организация эколого-краеведческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. Тезисы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 316–320. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65565.htm.

2.Ларионова О.А., Сенькова Л.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ И ЭКСКУРСИЯ-ПРАКТИКУМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ 10–12 ЛЕТ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 530-534; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36264 (дата обращения: 05.02.2019).

3.Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 216 с, илл

4. Реутова О. Н. Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС//Электронный журнал «Интерактивное образование» - 2016. - №63

5. Экологическое краеведение в школе (методические рекомендации)/ Автор – составитель: Г.З. Праздникова, Тамбов – 2014

6. Экологическое краеведение и туризм: учебно-методическое пособие /сост. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.: ил. – (Серия тематических сборников и DVD-дисков «Экологическая мозаика». Сборник 16)

 

Категория: методическое портфолио классного руководителя | Добавил: роза
Просмотров: 163 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: